· Поступление в школу подводит итог дошкольному детству ребенка.
· Школа - это новый этап жизни ребенка, к которому он должен быть
подготовлен.
· Некоторые родители считают главным показателем готовности ребенка к школе
- широту его знаний и представлений.
· Ребенок может прийти в школу с довольно широким кругом знаний и вместе с
тем оказаться совсем неподготовленным к выполнению многообразных требований,
предъявляемых ему школой.
· Процесс обучения в школе требует от ребенка не только накопления знаний и
умений учиться. Он должен быть физически и психологически готов систематически
выполнять школьные задания вне зависимости от собственного желания. Существуют
некоторые характеристики дошкольника, свидетельствующие о его здоровье:
· Прыгает в длину на 1 м, в высоту до 50 см;
· Пробегает без остановки до 60 м;
· Занимается физкультурой без отдыха до 30 мин.
· Идя в школу, ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества со
взрослыми, в противном случае дошкольная линия развития тормозится, а школьная
– не может полностью начаться. Для ребенка это травма. В семье младшие
школьники находят возможность удовлетворения потребностей в безопасности и
любви. Все, что ставит под угрозу или мешает удовлетворению этих потребностей,
может порождать у ребенка чувство незащищенности и жизненной неопределенности,
что порой приводит к тому или иному эмоциональному расстройству. Ученик с
серьезными проблемами эмоционального порядка не в силах развиваться так, как
позволяют его способности. Поэтому, очень важно, чтобы младший школьник «вошел»
в коллектив. Адаптация в коллективе позволит младшему школьнику избежать
аномалий в развитии личности и психики в будущем. Необходима кропотливая работа
по формированию у ребенка самостоятельности и уверенности в своих силах.
· В этом ему может помочь правильно сформированный режим дня, который
позволит ребенку легче вжиться в роль школьника.
· Проблема перегрузки школьников тесно связана с нарушениями в организации
общему режима дня учащихся. Влияют на работоспособность ребенка и индивидуальные
особенности ученика и условия семейного воспитания и домашнего режима. Младший
школьник может без напряжения работать до 5-ти часов в день в совокупности с
обязательными перерывами. При правильной организации этой работы он будет
здоров, эмоционально стабилен, способен хорошо усваивать учебный материал.
· Режим дня для учащихся 1 классов должен предусматривать : полноценный
ночной сон – не менее 10 часов, время на еду, активный отдых (прогулка) на
воздухе не менее 2,5-ой часов, дневной сон или отдых, свободное время не менее
1,5 часов, учебные занятия, включая дорогу в школу и обратно (4-5 часов),
домашние задания (1 час), дополнительные занятия (до 1 часа).
· При составлении режима дня для младшего школьника, необходимо учитывать
распределение нагрузки в течение дня и недели, а также учитывать, что
максимальная работоспособность у младших школьников отмечается с 8 до 11 часов
и с 16 до 17 часов. Наблюдения показывают, что у первоклассников
работоспособность наиболее высока в первые 15 минут урока. После 30 минут
непрерывной работы наблюдается падение работоспособности, ухудшение внимания,
ослабление памяти.
· Помогает снять излишнее психологическое и мышечное напряжение,
препятствуют нарастанию утомления и благотворно влияют на восстановление
умственной работоспособности 2-3-х разовые по 20-30 секунд физкультминутки и
гимнастика для пальцев.
· Установлено, что переутомление и большие домашние задания убивают у
младших школьников интерес к учению и желание ходить в школу. Домашнее задание
должно поддерживать и расширять обучение, поэтому основная учебная работа
должна проходить в школе, в классе. Лучшая домашняя работа с ребенком – это
чтение книг, ответы на его вопросы и различные разговоры с ним. Начатая в семье
работа по подготовке детей к школе, формированию у них ценности здоровья должна
находить продолжение в здоровье сберегающем процессе образовательного
учреждения.