«Первый раз в первый класс, или что нужно знать и уметь будущему
первокласснику»
Еще совсем недавно родители мечтали о том времени, когда их ребенок пойдет
в школу. И вот он пришел этот день. Каким стал ребенок, что нового появилось в
его внутреннем мире, чему он научился, с каким багажом знаний и умений он
переступит порог школы, готов ли он к успешному овладению школьной программой?
Теперь все зависит от общей готовности ребенка. И это своего рода экзамен для
всех взрослых, окружавших малыша в дошкольном возрасте.
Для дошкольника представления о школе связаны не только с учением. Для него
школа - символ взрослости. К этому его готовит все дошкольное детство, в
котором познание окружающего мира приходит через игру. Уже к шести годам у
большинства детей появляется желание стать школьниками. Ребенок не только готов
принять новую социальную позицию первоклассника, но и начинает стремиться к
ней. У него возникает состояние, которое называется обучаемостью. Но
необходимо, чтобы в первую очередь ребенок пошел в школу физически здоровым и
развитым. Ведь в значительной степени его успехи в школе будут зависеть от
физической готовности к ней.
Требует внимания развитие всех физических качеств будущего первоклассника –
ловкости, выносливости, гибкости, скорости. Выносливость теснейшим образом
связана с работоспособностью – качеством, без которого невозможен успех в любом
деле. Необходима она и нашему будущему школьнику.
Оценивая физические возможности детей, мы должны учитывать, что имеем дело
с растущим детским организмом, сформированность которого еще не завершена,
функциональные способности которого еще не сложились. В период подготовки
ребенка к школе необходимо предусматривать не только то, что ребенок может и
должен воспринять, но и каких нервно-психических затрат будет ему это стоить.
Поэтому укрепление здоровья будущих школьников, охрана зрения, формирование
правильной осанки должно стать важной заботой родителей и специалистов.
Успешность нашего будущего ученика будет зависеть и от его психологической
готовности к школе. Ведь чтобы адаптироваться к новой жизни, необходимо
приложить специальные усилия, которые представляют собой целую систему
личностных качеств, умений и навыков. Стремление стать первоклассником
естественно, и оно связано с новыми моментами в развитии ребенка 6-7 лет. Ему
уже недостаточно лишь в игре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть
школьником - совсем другое дело. Это уже сознаваемая ребенком ступенька вверх,
к взрослости, да и учеба в школе воспринимается им как ответственное дело. Если
ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него
необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему будет
трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития
совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Важно знать, насколько
ребёнок готов коммуницировать в новых для него условиях.
Серьезного внимания требует формирование и волевой готовности будущего
первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение
делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует школьный
режим, программа. А это не так-то просто, когда у тебя в портфеле новенький
значок и хочется поделиться с товарищем важными новостями. И вот тут-то нужно
проявить волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей
умственной деятельностью, вниманием, мышлением. К концу дошкольного возраста
происходит оформление основных структурных элементов волевого действия –
ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия,
исполнить, реализовать его, проявить усилие в преодолении препятствия, оценить
результаты своего волевого действия. Воспитание мотивов достижения цели
формирует у детей способность не бояться трудностей, стремление не пасовать
перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели.
Если мы хотим, чтобы наш малыш успешно учился в школе, мы должны развивать
в нем познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной
деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем мире. Важно, чтобы
ребенок был умственно развит. В понятие интеллектуальной готовности входит как
запас знаний и представлений ребенка об окружающем, так и сформированность его
мыслительных навыков. Однако главное - это, пожалуй, то, как ребенок
ориентирован в окружающем и как он осмысляет полученные им сведения.
К семи годам ребенок должен хорошо знать свой адрес, название города, где
он живет, название нашей страны, ее столицы. При правильном воспитании дети
знают не только имена, но и отчества своих родителей, где и кем они работают, и
понимают, что их бабушка - это мама отца или матери. Они ориентируются во
временах года, их последовательности и основных признаках. Знают месяцы, дни
недели, текущий год. Знают основные виды деревьев, цветов, дифференцируют
домашних и диких животных, т.е., ориентируются во времени, пространстве и
ближайшем социальном окружении. Наблюдая природу, события окружающей их жизни,
дети уже могут находить пространственно-временные и причинно-следственные
отношения, обобщать и делать выводы. Итак, как ребенок будет учиться, станет ли
радостным и счастливым этот период жизни, зависит от общей готовности будущего
школьника к новым условиям, и от того, насколько мы, взрослые будем внимательны
к ребенку в период адаптации в его социальной роли ученика. Мы ждём ваших
малышей в первый класс! Терпения вам и удачи.