Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников. Часто
взрослые считают, что самое главное - научить ребенка читать, считать и писать до поступления
в школу. Но это еще не гарантирует успешного
обучения.
Большинство учителей начальных классов
обоснованно придерживаются мнения, что научить ребенка всему, что требуется в первом классе, не
составляет труда, если у него сформирована психологическая
готовность к обучению, это те психологические
качества, которые позволяют перейти к школьному обучению. Без этого малыш учиться в школе
не сможет. Ему придется срочно «психологически дозревать» уже в процессе обучения, что приведет к
выраженным стрессам и нервным срывам и у него, и у его родителей, что скажется на развитии личности
ребенка в целом.
Комплексная
готовность к школе предполагает развитие
не только интеллектуальной, но и
эмоционально-личностной сферы, а
также требует определенного уровня физической зрелости ребенка.
Очень часто у детей к 6,5-7 годам не
сформирована учебно-познавательная
мотивация: обучение, усвоение нового обычно (у 90 % первоклассников) не является значимой целью
при поступлении в школу. Гораздо больший интерес для них представляет
возможность завести друзей, купить
красивые школьные принадлежности, не спать днем, гулять, когда многие дети еще в садике, и вообще,
пользоваться привилегиями своего нового социального статуса. Детям в школе нравятся самые разнообразные вещи: красивые занавески, вкусные булочки на завтрак, «перемены, где бегают», «тетрадка с котеночком на обложке», им льстит, что они «почти взрослые», «сами ходят в школу». Эти данные ежегодного опроса первоклассников свидетельствуют о том, что дети этого возраста психологически еще являются дошкольниками, они не воспринимают школу так, как ожидают от них взрослые.
Проверьте, умеет ли ваш ребенок:
-заниматься одним делом (не только интересным) в течение 20 -30
минут;
-
-понимать и выполнять простейшие задания, которые дает взрослый (например, нарисовать мужчину, а не просто человека; робота,
принцессу и т.д.);
-
-действовать в
заданном темпе, без ошибок на
протяжении 4-5 минут (например, рисовать простой геометрический узор
в тетради в клетку под диктовку взрослого:
«кружок-квадрат-кружок-квадрат»,
а потом - без подсказки, но с
той же скоростью);
-
-хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, не путать
«над», «под», «вверх», «вниз»,
«направо», «налево» (например, рисовать узор по клеточкам, следуя инструкциям взрослого:
«три клеточки налево, три вверх, три
налево, одна вниз, две направо,
три вниз, три налево, одна вверх»);
-
-запоминать короткие стишки (чем больше, тем лучше);
- ориентироваться в понятиях «больше -
меньше», «раньше -позже», «сначала - потом», «одинаковое - разное»;
-описывать картинку, рисунок, используя в своей речи сложные
предложения;
-
-составлять цепочку из 8 -10 последовательных картинок;
-
-выделять
10 сходств и 10различий
предметов, в том числе существенные признаки;
-
- составлять целое из 9 частей без
образца, из 12 частей - со зрительной опорой.
Важно также проверить, не стесняется ли
ваш ребенок посторонних (как взрослых, так и детей), способен ли контактировать с ними (по
собственной или их инициативе), в состоянии ли он соблюдать правила в игре, следить за соблюдением их другими
участниками игры.
Если по каким-то пунктам вы ответили,
«нет», то это может говорить о
психологической неготовности вашего
ребенка к регулярному обучению в школе. Вам можно посоветовать обратиться на курсы
психологической подготовки к школе, где
профессиональные психологи будут развивать те или иные
структуры личности вашего ребенка.
Или позаниматься с ребенком
дома, пока еще есть время. Пусть
ребенок больше общается с детьми,
играет в игры с правилами:
спортивные, настольные, компьютерные (недолго!), пусть больше рисует, конструирует из любых материалов,
складывает мозаики, пазлы, играет
в кубики (купите кубики с буквами). Приобретите дидактические тетради и выполняйте задания
вместе.
А главное - поддержите в будущем первокласснике уверенность в себе, обеспечьте необходимый ему «эмоциональный комфорт». Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними во много
раз легче.
|