Техника чтения имеет важное значение не только в
начальной школе, но и в среднем и в старшем звене. С каждым последующим годом
обучения в школе устных предметов будет больше. Поэтому плохо читающему ребёнку
будет тяжелее вдвойне: надо текст прочитать как минимум три раза, а потом его
ещё и пересказать. Причём объём текста будет увеличиваться. А также чтение
формирует основы правописания, орфографический навык, активный и пассивный
запас слов.
Из множества факторов, влияющих на успеваемость
ребёнка в школе важнейшим является темп чтения: чем он выше, тем лучше успехи.
В государственном стандарте установлена норма: темп чтения в слух незнакомого
текста к концу 3 класса - 90 слов в минуту, Но учитывая индивидуальные
особенности детей (отклонение в здоровье, медлительность, нарушения речевого
развития) устанавливается определённый диапазон нормативной скорости чтения по
окончании начальной школы - от 80 до 90 слов в минуту при чтении в слух
Знания по математике, русскому мы, родители, не всегда
можем объяснить ребёнку дома, например, из-за незнания методик. Поэтому и на
решение задач, и на правила правописания есть уроки для закрепления пройденного
материала. А вот чтение в школе закрепить не удаётся, так как не хватает на это
времени и не предусмотрено программами. Поэтому закрепление навыков чтения -
это ежедневная домашняя работа, в которой должен быть заинтересован не только
ребёнок, но и родители.
Итак, как же нужно читать ?
1.Читать надо
каждый день. Достаточно бывает от 5 до 10 минут.
2.Можно
использовать режим щадящего чтения (это чередующее чтение ребёнка и родителя).
В данном случае ребёнок чувствует и вашу заинтересованность и желание
быть ближе к вам.
3.Полезно
чтение перед сном - это развивает эмоциональную память.
4.Чтение на
время. Его не надо проводить каждый день, Полезно это делать 1 раз в неделю в
выходной день. Нарисуйте с ребёнком лесенку успеха и пусть ребёнок сам отмечает
свой достижения в чтении.
Как научить
ребёнка пересказывать?
1.Чтение текста.
2.Осознание и осмысление прочитанного (ответы на вопросы)
3.Опора на ключевые слова. Ключевые слова ищет ребёнок, так как слово может быть не совсем главным,
но эмоционально запоминающимся. Запись 4-8 слов.
4.Образцовый
пересказ с целью прослушивания ребёнком эмоционального, логично построенного,
богатого интонациями смысловыми оттенками. Ваш ребёнок будет невольно вам
подражать.